Этапы реализации типового энергосервисного контракта
Необходим объект энергосервиса-это конкретное муниципальное образование, государственное или муниципальное учреждение, хозрасчетное предприятие, руководитель которого хочет добиться главного, для чего проводятся энергосберегающие мероприятия - получение экономии энергетического ресурса. Такие руководители, как правило, сами пытаются найти энергосервисные компании, или обращаются в вышестоящие структуры или профильные государственные учреждения. Большинство руководителей задавлены текущей деятельностью и им не хватает времени или более-менее подготовленного квалифицированного персонала, который смог бы заняться работой по энергосбережению.
Первый Этап: И так объект есть. На данном этапе проводится подготовка объекта к реализации:
- получение исходных данных от Заказчика путем заполнения опросного листа.
То есть, энергосервисная компания направляет в учреждение «Опросный лист» для сбора исходных данных, необходимых для расчета плановых затрат на реализацию проекта и модели окупаемости.
- проведение предварительного энергообследования для уточнения состава оборудования, его технических характеристик и состояния, объема потребления энергоресурса, факторов, влияющих на объем потребления ресурса.
- разработка технико-экономического обоснования и конкурсной документации.
Учитывая, что в учреждениях бюджетной сферы, как правило, нет подготовленных специалистов в сфере энергосбережения, энергосервисная компания оказывает консультационную помощь в подготовке документации. В качестве способа торгов рекомендуется – открытый конкурс.
Поскольку для данного вида закупок низкая цена не является определяющей, а учитываются и нестоимостные критерии, а именно: опыт работы и деловая репутация – открытый конкурс это наиболее объективный и оптимальный способ торгов. Таким образом, Заказчик страхует себя от поставки дешевых светильников и неопытных подрядчиков.
Способ определения экономии энергоресурса по которому в настоящее время работают инвесторы - минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (ст.108 44-ФЗ).
- согласование конкурсной документации в структурных подразделениях заказчика.
При согласовании заинтересованным структурам Заказчика необходимо осторожно подходить к изменениям рекомендованной типовой конкурсной документации, так как она уже отработана и проверена на других объектах. А так же уйти от соблазна перевалить все по максимуму на исполнителя. В таких случаях энергосервисная компания (Инвестор) на конкурс не пойдет.
- проведение конкурса.
Второй Этап: Отбор исполнителя и заключение муниципального контракта.
В ходе отбора Исполнителя необходимо помнить, что в случае подачи только одной заявки, заказчик вправе не заключать контракт с единственным исполнителем, а объявить торги повторно, если актуальность проекта не утрачена. Так же на практике существуют факты представления в составе конкурсной заявки участниками закупки ложных сведений о выполненных ранее энергосервисных контрактов.
Наряду с заключением энергосервисного контракта, так же заключается контракт на энергоснабжение (электроэнергия, тепло, горячая вода). Расходы по обоим контрактам производятся из лимитов бюджетных обязательств, установленных для данного вида энергоресурса.
Третий Этап: Реализация энергосберегающих мероприятий и подтверждение достижения экономии энергоресурса.
Срок выполнения энергосберегающих мероприятий не входит в срок достижения и оплаты экономии.
Четвертый Этап: Возникновение у Заказчика экономического эффекта и оплата из экономии энергоресурсов.
Примеры есть и их можно привести (при необходимости).
Энергосервисная компания является компанией, осуществляющая деятельность по реализации проектов в сфере энергосбережения.
Ее деятельность заключается в поиске, подготовке предложений, проработке технико-экономического обоснования, реализации и сопровождению (в том числе гарантийному) энергосервисных контрактов (договоров с рассрочкой платежа) по модернизации системы наружного освещения населенных пунктов, системы внутреннего освещения различных объектов социальной сферы, коммерческих предприятий и многоквартирного жилого фонда.
Финансирование такого рода проектов, осуществляется во взаимодействии с рядом компаний – Инвесторов.
И так, порядок взаимодействия сторон при подготовке и реализации проекта:
-
Заполнение опросных листов потенциальным заказчиком;
-
Сбор необходимых данных потенциальным исполнителем;
-
Техническое обследование объекта потенциальным исполнителем;
-
Определение экономической привлекательности и технической целесообразности реализации энергосервиса;
-
Обсуждение условий, объема и перечня энергосберегающих мероприятий в рамках реализации энергосервиса;
-
Подготовка и согласование проекта энергосервисного контракта;
-
Торгово-закупочные процедуры, в рамках ФЗ №44-ФЗ;
-
Выполнение мероприятий (работ) в течение 6-9 месяцев Исполнителем;
-
Последующее гарантийное сопровождение исполнителем объекта в период действия контракта;
-
Составление актов экономии и их оплата Инвестору, в течение срока действия энергосервисного контракта.
Перечень энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервиса:
-
Замена существующих световых приборов (ЖКУ, РКУ) на светодиодные, мощностью от 25 до 150Вт, в зависимости от ширины и категории автодорог, с целью создания нормированной освещенности;
-
Замена существующих ламп (ЛОН, ДРЛ, ДНаТ) на светодиодные, в парковых торшерах, мощностью от 35 до 50Вт, с частичной заменой плафонов, иных элементов фонарей, с целью восстановления работоспособности;
-
Установка Автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) и соответственно на каждый питающий центр (ТП, КТП и т.д.) шкафов управления АСУНО с новыми приборами учета;
-
Разработка для заказчика схемы размещения всех опор освещения и питающих центров соответствующего населенного пункта;
-
Полная замена существующего, ответвительного провода светильников в консолях (кронштейнах) на новый;
-
Отключение всех несанкционированных подключений (бездоговорное потребление) к системе наружного освещения;
-
Выполняются иные мероприятия, согласованные с Заказчиком в рамках экономической окупаемости проекта и предусмотренные контрактом (возможно организовать новые точки размещения световых приборов для исполнения поручений, жалоб и обращения населения за последние годы).
Иные важные и положительные стороны энергосервиса:
-
Снижение затрат на содержание (замена ламп, дросселей и иные) системы наружного освещения, что является дополнительной экономией средств бюджета;
-
Освещенность на автодорогах и иных территориях населенного пункта соответствует нормам ГОСТ;
-
Выполняются жалобы населения по замене не горящих светильников и созданию новых точек освещенности;
-
Социальный фактор, позитивный взгляд населения и улучшение безопасности в населенном пункте (профилактика правонарушений и повышение безопасности дорожного движения);
-
Обеспечение полноценного графика горения системы освещения (все темное время суток);
-
На каждом объекте выполнена архитектурная подсветка на 1 выбранном объекте;
-
Гарантия на работоспособность светильников в течение срока действия контракта;
-
Срок эксплуатации светодиодных световых приборов составляет до 25 лет;
-
После окончания срока действия контракта существенная экономия средств будет оставаться в бюджете;
-
100% работоспособность световых приборов на улицах населенного пункта (процент выхода из строя не более 1% в год);
-
Повышается имидж населенного пункта;
-
Исполняются требования ФЗ №261-ФЗ, показатели энергосбережения и поручения руководителей;
-
Выполняются и достигаются иные положительные показатели.