Этапы реализации типового энергосервисного контракта

Необходим объект энергосервиса-это конкретное муниципальное образование, государственное или муниципальное учреждение, хозрасчетное предприятие, руководитель которого хочет добиться главного, для чего проводятся энергосберегающие мероприятия - получение экономии энергетического ресурса. Такие руководители, как правило, сами пытаются найти энергосервисные компании, или обращаются в вышестоящие структуры или профильные государственные учреждения. Большинство руководителей задавлены текущей деятельностью и им не хватает времени или более-менее подготовленного квалифицированного персонала, который смог бы заняться работой по энергосбережению.

Первый Этап: И так объект есть. На данном этапе проводится подготовка объекта к реализации:

- получение исходных данных от Заказчика путем заполнения опросного листа.

То есть, энергосервисная компания направляет в учреждение «Опросный лист» для сбора исходных данных, необходимых для расчета плановых затрат на реализацию проекта и модели окупаемости.

 

- проведение предварительного энергообследования  для уточнения состава оборудования, его технических характеристик и состояния, объема потребления энергоресурса, факторов, влияющих на объем потребления ресурса.

- разработка технико-экономического обоснования и конкурсной документации.

 

Учитывая, что в учреждениях бюджетной сферы, как правило, нет подготовленных специалистов в сфере энергосбережения, энергосервисная компания оказывает консультационную помощь в подготовке документации. В качестве способа торгов рекомендуется – открытый конкурс.

Поскольку для данного вида закупок низкая цена не является определяющей, а учитываются и нестоимостные критерии, а именно: опыт работы и деловая репутация – открытый конкурс это наиболее объективный и оптимальный способ торгов. Таким образом, Заказчик страхует себя от поставки дешевых светильников и неопытных подрядчиков.

Способ определения экономии энергоресурса по которому в настоящее время работают инвесторы - минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (ст.108 44-ФЗ).

 

- согласование конкурсной документации в структурных подразделениях заказчика.

При согласовании заинтересованным структурам Заказчика необходимо осторожно подходить к изменениям рекомендованной типовой конкурсной документации, так как она уже отработана и проверена на других объектах. А так же уйти от соблазна перевалить все по максимуму на исполнителя. В таких случаях энергосервисная компания (Инвестор) на конкурс не пойдет.

- проведение конкурса.

Второй Этап: Отбор исполнителя и заключение муниципального контракта.

В ходе отбора Исполнителя необходимо помнить, что в случае подачи только одной заявки, заказчик вправе не заключать контракт с единственным исполнителем, а объявить торги повторно, если актуальность проекта не утрачена. Так же на практике существуют факты представления в составе конкурсной заявки участниками закупки ложных сведений о выполненных ранее энергосервисных контрактов.

Наряду с заключением энергосервисного контракта, так же заключается контракт на энергоснабжение (электроэнергия, тепло, горячая вода). Расходы по обоим контрактам производятся из лимитов бюджетных обязательств, установленных для  данного вида энергоресурса.

 Третий Этап: Реализация энергосберегающих мероприятий и подтверждение достижения экономии энергоресурса.

Срок выполнения энергосберегающих мероприятий не входит в срок достижения и оплаты экономии.

 Четвертый Этап: Возникновение у Заказчика экономического эффекта и оплата из экономии энергоресурсов.

Примеры есть и их можно привести (при необходимости).

Энергосервисная компания является компанией, осуществляющая деятельность по реализации проектов в сфере энергосбережения.

Ее деятельность заключается в поиске, подготовке предложений, проработке технико-экономического обоснования, реализации и сопровождению (в том числе гарантийному) энергосервисных контрактов (договоров с рассрочкой платежа) по модернизации системы наружного освещения населенных пунктов, системы внутреннего освещения различных объектов социальной сферы, коммерческих предприятий и многоквартирного жилого фонда.

Финансирование такого рода проектов, осуществляется во взаимодействии с рядом компаний – Инвесторов.

И так, порядок взаимодействия сторон при подготовке и реализации проекта:

  1. Заполнение опросных листов потенциальным заказчиком;

  2. Сбор необходимых данных потенциальным исполнителем;

  3. Техническое обследование объекта потенциальным исполнителем;

  4. Определение экономической привлекательности и технической целесообразности реализации энергосервиса;

  5. Обсуждение условий, объема и перечня энергосберегающих мероприятий в рамках реализации энергосервиса;

  6. Подготовка и согласование проекта энергосервисного контракта;

  7. Торгово-закупочные процедуры, в рамках ФЗ №44-ФЗ;

  8. Выполнение мероприятий (работ) в течение 6-9 месяцев Исполнителем;

  9. Последующее гарантийное сопровождение исполнителем объекта в период действия контракта;

  10. Составление актов экономии и их оплата Инвестору, в течение срока действия энергосервисного контракта.

Перечень энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервиса:

  1. Замена существующих световых приборов (ЖКУ, РКУ) на светодиодные, мощностью от 25 до 150Вт, в зависимости от ширины и категории автодорог, с целью создания нормированной освещенности;

  2. Замена существующих ламп (ЛОН, ДРЛ, ДНаТ) на светодиодные, в парковых торшерах, мощностью от 35 до 50Вт, с частичной заменой плафонов, иных элементов фонарей, с целью восстановления работоспособности;

  3. Установка Автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) и соответственно на каждый питающий центр (ТП, КТП и т.д.) шкафов управления АСУНО с новыми приборами учета;

  4. Разработка для заказчика схемы размещения всех опор освещения и питающих центров соответствующего населенного пункта;

  5. Полная замена существующего, ответвительного провода светильников в консолях (кронштейнах) на новый;

  6. Отключение всех несанкционированных подключений (бездоговорное потребление) к системе наружного освещения;

  7. Выполняются иные мероприятия, согласованные с Заказчиком в рамках экономической окупаемости проекта и предусмотренные контрактом (возможно организовать новые точки размещения световых приборов для исполнения поручений, жалоб и обращения населения за последние годы).

Иные важные и положительные стороны энергосервиса:

  1. Снижение затрат на содержание (замена ламп, дросселей и иные) системы наружного освещения, что является дополнительной экономией средств бюджета;

  2. Освещенность на автодорогах и иных территориях населенного пункта соответствует нормам ГОСТ;

  3. Выполняются жалобы населения по замене не горящих светильников и созданию новых точек освещенности;

  4. Социальный фактор, позитивный взгляд населения и улучшение безопасности в населенном пункте (профилактика правонарушений и повышение безопасности дорожного движения);

  5. Обеспечение полноценного графика горения системы освещения (все темное время суток);

  6. На каждом объекте выполнена архитектурная подсветка на 1 выбранном объекте;

  7. Гарантия на работоспособность светильников в течение срока действия контракта;

  8. Срок эксплуатации светодиодных световых приборов составляет до 25 лет;

  9. После окончания срока действия контракта существенная экономия средств будет оставаться в бюджете;

  10. 100% работоспособность световых приборов на улицах населенного пункта (процент выхода из строя не более 1% в год);

  11. Повышается имидж населенного пункта;

  12. Исполняются требования ФЗ №261-ФЗ, показатели энергосбережения и поручения руководителей;

  13. Выполняются и достигаются иные положительные показатели.